Лечение и реабилитация после инсульта

Инсульт – это серьезное нарушение мозгового кровообращения, которое сопровождается появлением неврологической симптоматики и нередко вызывает параличи и нарушения речи. Вернется ли пациент к нормальной жизни, зависит от того, как сильно пострадал его мозг, и насколько эффективным оказался реабилитационный период.

Что включает в себя реабилитация в домашних условиях?

Реабилитация после инсульта в домашних условиях включает в себя восстановление двигательных, умственных и психических навыков. Пациенту необходимы консультации специалистов: невролога, психолога.

Причины и факторы риска развития инсульта.

К развитию инсульта приводят сердечно-сосудистые заболевания: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия. К предрасполагающим факторам относят стрессы, переутомление, ожирение, неправильный образ жизни. Большую роль играет наследственный фактор.

Симптомы инсульта:

Общемозговые симптомы инсульта:

сильная головная боль;

тошнота и рвота;

потеря ориентации во времени и пространстве.

Очаговые признаки:

Они зависят от того, какая именно часть мозга пострадала. Проявления очаговой симптоматики:

утрата мышечной силы или полная парализация одной из сторон тела;

парализация мимических мышц;

расстройства речи.

Период реабилитации после инсульта занимает от нескольких недель до года. Если по прошествии 12 месяцев какие-то нарушения сохраняются – скорее всего, они останутся с человеком на всю жизнь, избавиться от них окончательно не получится. Реабилитация – строго индивидуальный процесс, назвать конкретные сроки невозможно. От каких факторов зависят сроки восстановления:

возраст пациента;

своевременность обращения за медицинской помощью;

исходное состояние здоровья пациента;

наличие сопутствующих и хронических заболеваний;

объем поражения мозговых тканей;

какой по счету инсульт, первый или повторный;

стабильность артериального давления.

Этапы реабилитации после инсульта.

Процесс восстановления пациентов разделяется на несколько периодов:

• I этап.

Начинается с момента госпитализации. Острый период длится 21 день, когда пациент проходит интенсивное лечение. Врачи нормализуют его артериальное давление и сердечную деятельность, назначают лекарсивенные препараты: кортикостероиды, антикоагулянты, противосудорожные препараты. По показаниям может быть проведено оперативное вмешательство – трепанация черепа. Период с 3 недель до 3 месяцев после инсульта называют ранним восстановительным периодом. На первом этапе необходимо вернуть пациенту способность занимать вертикальное положение. Ему показана кинезиотерапия – вариант лечебной физкультуры, а также дыхательная гимнастика. Первый этап занимает 3 месяца.

• II этап. Продолжается с 3 до 6 месяцев. Его цель – достижение максимальной активности парализованных конечностей и мышц. Реабилитация может проходить в домашних условиях или в специализированном центре.
  • III этап. Длится с 6 месяцев до 1 года. В поздний восстановительный период необходимо вернуть пациенту бытовые навыки, восстановить его психологический комфорт. Если пациенту предстоит проживать в квартире одному – он должен быть в состоянии самостоятельно себя обслуживать, готовить пищу, совершать гигиенические процедуры. В этот период большое значение имеет поддержка родственников.

Цель медикаментозной реабилитации – восстановление функций пострадавших зон головного мозга, улучшение мозгового кровообращения, стимуляция метаболических процессов между нейронами.

Для этого используют следующие лекарственные препараты:

• ноотропы – вещества, стимулирующие работу нейромедиаторов;
  • биогенные стимуляторы – препараты растительного происхождения, обладающие биологической активностью;
  • антихолинэстеразные препараты – они улучшают нервно-мышечную проводимость;
  • миорелаксанты – препараты для снятия спастики в мышцах;
  • антигипертензивные препараты – препятствуют повышению давления;
  • витамины группы В.

Курс лечения может быть рассчитан как на несколько недель, так и на 6–12 месяцев.

Лечебная физкультура во время реабилитации после инсульта.

ЛФК улучшает кровообращение в органах и тканях, улучшает обмен веществ. Гимнастика начинается с выполнения элементарных упражнений, постепенно они становятся сложнее.

Первые тренировки желательно проводить с инструктором по лечебной физкультуре. В дальнейшем упражнения после инсульта для восстановления ходьбы и прочих двигательных навыков можно повторять в домашних условиях. Некоторые медицинские центры предлагают пациентам занятия на тренажерах, которых могут быть механическими или роботизированными. Многофункциональные тренажеры подходят даже лежачим больным.

На что делается упор при проведении ЛФК:

• восстановление двигательной активности кистей рук, моторики пальцев;
  • разработка плечевого сустава;
  • разработка нижних конечностей;
  • занятие сидячего и полусидячего положения;
  • ходьба.

Самые простые упражнения для восстановления после инсульта – это сборка пазлов, рисование простых фигур, застегивание пуговиц.

С помощью ЛФК можно восстановить даже зрительную функцию. Зрительная гимнастика необходима при параличе глазодвигательного нерва.

• В нашей клинике специалисты подберут Вам необходимый план обследования,  включающий лабораторные и инструментальные методы диагностики,  а так же составят необходимый план лечения и реабилитации.

В Клинике доктора Селезнева можно пройти лечение по полису ДМС!

Пациенты, имеющие полис добровольного медицинского страхования от АО "АльфаСтрахование" или САО "ВСК" могут воспользоваться услугами Клиники доктора Селезнева